Как распознать ложь и в чём разница между полицией и маркетингом

Можно ли распознавать ложь так же, как герой Тима Рота из «Обмани меня»? Нет, скорее нельзя.

Хотя создатель системы распознавания эмоций по лицу (FACS) Пол Экман пишет в своей книге «Психология лжи», что ему доводилось работать с такими профессионалами.

Предлагаю сегодня рассмотреть нюансы относительно того, как разоблачают ложь в области правопорядка при помощи чтения микровыражений лица. И как это делается в маркетинговых исследованиях за счёт использования фэйскодинга.

Как выявлять ложь по микровыражениям

Вы уже знаете, как лицо связано с мозгом (раз, два). И также, что на лице проявляются утечки в виде эмоций.

Как технически осуществляется верификация, т.е. распознавание лжи?

Основная суть в том, что эмоции лжеца не соответствуют его словам. Для этого необходимо представлять, какая эмоция скажет о правде, а какая — нет, в том или ином случае. Допустим, человек может гневаться, если его подозревают в том, чего он не совершал, или бояться разоблачения.

Именно поэтому на детектор лжи здесь рассчитывать не стоит — он просто-напросто не определяет, что за эмоции человек ощущает. Только лишь показатели интенсивности вегетативной нервной системы.

Пол Экман пишет в своём блоге, что чаще всего лжеца выдают три состояния при условии высоких ставок (когда есть, что терять и/или приобретать):

  • восторг надувательства — радость от обмана. В частности, её чувствовал Гитлер на переговорах с Чемберленом;
  • чувство вины;
  • страх разоблачения.

НО

Здесь нельзя быть слишком самонадеянным. Подозреваемый, на лице которого проскользнуло микровыражение страха, необязательно боится разоблачения. Например, он может верить в то, что правосудие часто ошибается и его обвинят в любом случае.

Мы не можем влезть в голову человека и прочитать его мысли. Ни с помощью фэйскодинга, ни фМРТ, ни уж тем более за счёт детектора лжи. В связи с этим не рекомендуется выносить суждения о том, лжёт человек или нет, только лишь основываясь на показателях этих техник.

Иначе говоря, если следователи отмечают несоответствие микровыражений словам, это лишь значит, что им следует дальше «копать» в этом направлении, пока они не найдут неоспоримые доказательства.

Высший пилотаж

То, что проделывает Лайтман в «Обмани меня», может выглядеть слишком самоуверенно и неправдоподобно. Он опознаёт ложь в режиме реального времени, буквально «не отходя от кассы». Конечно, это развлекательный телесериал, ситуации которого в действительности, наверное, выглядели бы гораздо скучнее.

Не слишком явный пример невежества. По сюжету Лайтман обнаружил страх (8-я серия 3-го сезона), и дальше выясняет истину, задавая наводящие вопросы.

Тем не менее, как говорилось в начале, Экман упоминает таких профессионалов, которых можно сравнить с героем Тима Рота.

Главным образом (но не только), это работники Секретной службы США. Изначально у них есть навыки вычислять потенциальные угрозы в толпе — интуитивный опыт.

Оказалось, что лишь одна профессиональная группа показывает результаты, превышающие уровень случайных догадок, – это Секретная служба США. Примерно половина ее агентов узнавали ложь с точностью около 70 %, а почти треть – с точностью 80 % и выше.

Пол Экман, «Психология лжи»

И после того, как эти работники проходят подготовку у Экмана, получается та самая «взрывная смесь». На интуитивные навыки накладываются знания микровыражений. И такие профессионалы, о которых идёт речь, крайне редко ошибаются в своих суждениях.

Примечателен один диалог Экмана с представителем этой службы:

Я сказал агенту, что на своих семинарах могу предложить им только очень незначительные дополнительные сведения, которые повысят точность их работы, скорее всего, не более чем на 1 %. «Грандиозно, – ответил он, – давайте».

Пол Экман, «Психология лжи»

Смею предположить, исходя из этого, что для того, чтобы разоблачать ложь также виртуозно, как Лайтман в «Обмани меня», требуется совокупность факторов:

  • Опыт выявления угроз из толпы;
  • Знание системы микровыражений лица;
  • Удача.

Как распознавать ложь в маркетинге

В чём же разница между правопорядком и маркетингом? В маркетинговых исследованиях у нас нет цели кого-то «поймать с поличным». Здесь нужны статистические вероятности. Например, как при тестировании дизайна Whirlpool, где люди заявляли, что они не могут себе позволить этот продукт, но микровыражения говорили об обратном.

Если большинство респондентов демонстрируют одно и то же несоответствие выражений лица и слов, то, скорее всего, мотив также у всех одинаков. Для сравнения, в  сфере правопорядка подозреваемый может думать о чём угодно, и это критично знать для верного вынесения суждения. При маркетинговом опросе же вряд ли несколько человек одновременно при взгляде на новую стиральную машину будут все как один вспоминать, например, как их похвалили на работе за день до исследования. Или какой замечательный ужин был в воскресенье, и из-за этого искренне радоваться. Эмоции большинства респондентов будут вызваны именно тестируемым стимулом.

Так, за счёт количественного фактора выявлять искажения слов в маркетинге на порядок легче, чем распознавать ложь в уголовном расследовании.

Примечание: по биометрии есть обновленная информация. Вкратце, детектор лжи может выявлять достоверные различия между грустью, страхом, гневом и отвращением:

  • при грусти, страхе и гневе сердцебиение чаще, чем при отвращении
  • при гневе температура пальцев выше, чем при страхе
  • грусть имеет наиболее короткий интервал и высокую амплитуду пульсирования в пальцах, чем при гневе, страхе, отвращении и радости (greatest shortening of finger pulse transmission time and greatest increase in finger pulse amplitude)

 

 

 

 

 

 

 

 

Кирилл Трон

Основатель Эмоционикс

 

Нажмите, чтобы поделиться статьёй в Facebook


 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *